Практическое исследование одаренности школьников. Организация и проведение исследованияСтраница 1
Экспериментальное исследование построено нами в несколько этапов.1-этап – это, пожалуй, наиболее традиционный, будем так говорить, классический этап в работе психолога - тестирование на “входе”, т.е. психологическая диагностика детей.
Этот этап входит в спектр работы психолога в любом типе учебных заведений – будь это инновационное или традиционное.
Главная проблема всей практической психологии – проблема качества диагностирования. Школа №40 – это многопрофильное учебное заведение, основные профили которой – это гуманитарные, физико-математический и инженерно-технический. В нашем исследовании участвовали учащиеся 3 а (традиционная форма обучения), 3 б класс (обучение по Программа "Иносс –Рекорд - Старт"), 4 а (математический класс, обучение по Программе "Школа 2100"), 4 б (обучение по Программе "Школа 2100", лингвинистический класс), 4 в (обучение по традиционной форме). Всего участвовало в исследовании 106 учащихся. В прогимназические классы учащиеся поступали на основе психологического тестирования и зачислялись по результатам выше среднего и высокого уровня развития детей. Эти учащиеся обучались по более сложным образовательным программам. Однако по мере обучения в эти классы добавлялись учащиеся без тестирования.
Поэтому на первом этапе, на “входе”, нами не ставилась задача отследить все типы одаренности.
А их основных шесть.
1. интеллектуальная
2. академическая
3. творческая
4. специальная
5. художественная
6. психомоторная
Мы взяли за основу 2 аспекта – выявление превалирования образного или логического типа мыслительных операций у ребенка. Попытаемся сделать это не с помощью громоздких методик, направленных, в основном, на диагностирование природных психофизиологических особенностей.
Для этого мы взяли методику, которая включает в себя 7 тестов, каждый из которых направлен на определение уровня развития свойств мышления –групповой интеллектуальный тест (ГИТ).
Данная методика выявляет, насколько к моменту исследования ребенок овладел предлагаемыми в заданиях словами и понятиями, а также умением выполнять с ними некоторые логические действия. И здесь, чтобы качественно с помощью этой методики на групповом тестировании произвести отбор, нужна предварительная консультативная работа. Она носит характер собеседования психолога с каждым.
На этом предварительном собеседовании консультации надо уметь расположить к себе ребенка и родителей, не напугать, а наоборот дать почувствовать значимость, ценность его личности. И само тестирование должно носить характер групповой консультации.
В ходе всего тестирования соблюдается покой и тишина.
Инструкции зачитывает психолог и говорит напутственное слово и настраивает только на хорошую и благоприятную атмосферу.
Весь смысл работы психолога – это бережное отношение к душе ребенка и особенно, неординарному обострению чувствующего мир.
Как известно, в младших классах все учебные предметы (иногда за исключением таких, как рисование, пение и физкультура) ведет один педагог, чаще всего - учительница. Она изо дня в день учит и воспитывает своих питомцев, дисциплинируя и развивая их. Личные особенности учительницы младших классов - ее культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера - становятся фактором биографии учеников. Параллельные классы (их при формировании обычно стремятся уравнять между собой, учитывая знания детей и занятие родителей) в дальнейшем нередко начинают настолько отличаться друг от друга - в соответствии с особенностями учительницы, что даже в самых старших классах сказывается это различие.
Ученики вторых, как и первых, классов - дети в возрасте 7-9 лет - нуждаются в покровительстве старших, следование указаниям учительницы для них в высшей степени естественно. Для них велик, несомненен учительский авторитет. Они довольно легко или даже охотно приобщаются к общему порядку и дисциплине (отдельные случаи иного поведения не могут заслонить характерной для этого возраста податливости воздействиям педагога). Им присуще по-своему очень ответственное отношение к занятиям.
Возраст учеников и характер начального обучения в школе в большой степени определяют особую роль учителя и расположенность детей к послушанию, которая заметно снижается в последующих классах.
Ученики начальных классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится быть в положении учеников, их привлекает и самый процесс учения. Удовольствие от узнавания нового обычно превышает трудности и огорчения. Они с готовностью встречают очередную порцию грамматики и арифметики, терпеливо осваивают технику письма.
Психолого-педагогические основы подросткового возраста
Подростковый возраст считается самым трудным для обучения и воспитания. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. Если школьник еще недавно охотно слушал подробные объясне ...
Агрессия как приобретённое социальное поведение: прямое и викарное[2] научение
насилию
Другое общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя многие процессы, о которых уже говорилось в свете рассмотренных выше теорий. Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основно ...
Основные характеристики профессионального развития современной молодежи
Акмеологическая концепция профессионального развития
Предлагаемая концепции профессионального развития имеет две плоскости представления данной системы взглядов: содержательную и структурно-процессуальную, которая включает две подсистемы: Профессионализм деятельности и профессионализм личности [16].
Содержательная компонента профессио ...