Разработка исследовательского инструментария для
изучения смысла любвиСтраница 2
Итак, в основе эксперимента лежит использование метафор как инструмента для изучения феномена любви. Экспериментальное исследование включает в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемым предлагалось подобрать сравнения к слову любовь, к каждому сравнению необходимо было написать определение и антоним к определению.
Инструкция: "В данном эксперименте нас интересует, что люди имеют в виду, используя те или иные понятия. Дайте, пожалуйста, определение понятию "любовь": любовь - это…
А теперь подумайте, с чем можно сравнить любовь. Напишите все сравнения, которые приходят Вам в голову. Нас интересует именно Ваше личное мнение, неправильных сравнений не бывает. А теперь подберите прилагательное к каждому из сравнений, а рядом напишите противоположное свойство. Например, жизнь можно сравнить с дорогой, к слову "дорога" подбираем определение-прилагательное, например, трудная, а теперь пишем противоположное свойство - например, легкая. Записываем: жизнь - дорога - трудная - легкая.
Время работы не ограничено. "
На этом этапе в исследовании приняли участие 65 студентов 3 курса АГУ и АГПУ, обучающихся по специальности психология, экономика, филология, математика, мировая экономика.
Было получено около 400 пар "метафора - дескрипторы". Метафоры были разбиты на следующие группы: природные метафоры, метафоры состояний, метафоры деятельности, процессуальные метафоры, религиозно-мистические метафоры, метафоры эмоциональных проявлений, метафоры-продукты человеческой культуры, сказочные метафоры, количественные, метафоры отношения, метафоры формы, пищевые и антропологические метафоры (Приложение 3). Содержательный и статистический анализ списка метафор показал, что наиболее типично осмысление любви через природные метафоры (26,8 процента от общего числа метафор). Для построения такого метафорического ряда важными выступают такие характеристики любви, как стихийность, неподконтрольность, естественность. Природные метафоры отражают все четыре стихии, но по общему числу метафор огонь, воздух (к этой стихии была отнесена метафора полета), вода значительно "опережают" землю. Любовь больше ассоциируется с чем-либо неземным, непривычным, недоступным для непосредственного контакта.
Группа метафор - состояний включает физиологические (сон, болезнь, боль, жажда, озноб, опьянение, похмелье) и психические состояния (счастье, безумие, самодовольство, гармония, спокойствие, вдохновение и др.), причем количество метафор психических состояний больше количества метафор физиологических состояний (70,6% и 29,4% соответственно). Количество метафор, описывающих маниакальные состояния (безумие, блаженство, жажда, похмелье, наслаждение, желание, счастье, вдохновение, восхищение, успех, озноб, самодовольство, полет, праздник) значительно больше количества метафор депрессивных состояний (болезнь, боль, мука, сон, самоотречение, заблуждение, несчастье, неуверенность, уединение) и количества метафор эмоционально ровных состояний (покой, удовлетворение, спокойствие, гармония, настроение). В процентном отношении маниакальные метафоры составляют 66,25% от общего числа метафор в этой группе, метафоры депрессивных состояний 25%, метафоры эмоционально ровных состояний 6,25%. Любовь переживается как скорее маниакальное или депрессивное психическое состояние, нежели физиологическое состояние или эмоционально ровное психическое состояние. Данные результаты ставят проблему стабильности, устойчивости чувства любви в данной психосоциальной группе.
Осмысление любви через метафоры деятельности позволяет говорить о важности таких характеристик любви как активность, целенаправленность и субъектность. В данной группе можно выделить три подгруппы: созидающая деятельность (забота, познание, работа, труд, поклонение, творчество, искусство, подвиг, диалог), разрушительная деятельность (борьба, война, стрельба, уничтожение своего Я), деятельность ради деятельности (игра, секс, альпинизм, спорт, путешествие, приключение, танец, песня, музыка, искусство, творчество). В процентном отношении первая подгруппа составляет 48,7% от общего числа метафор, вторая – 15,4, третья подгруппа –47,8%. Целью любви, по мнению испытуемых, является созидание или сама любовь. Однако достаточно большой процентный вес деструктивных видов деятельности может являться показателем фрустрации потребности в любви у определенного числа респондентов.
Группа процессуальных метафор подчеркивает динамичность любви и ее развернутость во времени. В этой группе можно выделить метафоры-изменения (субъекта или его положения): рождение, пробуждение, полет, падение, движение, изменение, жизнь, смерть, спуск на горных лыжах (89,5% от общего числа метафор в данной группе) - и метафоры, не предполагающие изменения субъекта и его положения, (10,5%): испытание, притяжение, слияние, стремление, подпитка, переживание, наслаждение, ожидание, уединение, удовлетворение, разочарование, внимание, опьянение, взаимопонимание. Осмысление любви как религиозно-мистического явления иллюстрируют такие метафоры, как: ад, рай, Бог, душа, сердце, небо, свет, энергия, жизнь, смерть, бездна, тайна, судьба, случай, мгновение. В данной группе возможно выделить метафоры с негативной эмоциональной окраской (ад, смерть, бездна - 8,8% от общего числа метафор), метафоры с позитивной эмоциональной окраской (рай, Бог, душа, сердце, свет, жизнь-70,6%) и метафоры, которые могут быть как негативно, так и позитивно эмоционально окрашены, и в силу этого вызывающие чувство неопределенности (тайна, судьба, случай, энергия, мгновение-14,7%). Эта группа метафор позволяет отметить такие характеристики любви, как мистицизм, таинственность, трансцендентальность. Группа сравнений любви с продуктами человеческой деятельности отличается наибольшей из всех групп качественной неоднородностью (90,3% метафор этой группы не повторялись, были названы лишь одним испытуемым). В данную группу вошли продукты материальной (80,6% общего числа метафор) и духовной деятельности (19,4%). Несмотря на то, что большинство метафор этой группы - продукты материальной культуры, доступные для непосредственного контакта, они лишены оттенка повседневности. Данная группа метафор раскрывает реальность, конкретность в переживании чувства любви. Анализ метафор позволяет выделить два смысловых противоречия: проблему динамичности любви: какой она должна быть динамичной как деятельность, процесс или стабильной как состояние и проблему близости любви к человеку: какой она должна быть трансцендентной, недоступной или реальной, материальной.
Параллелограмм развития памяти по Леонтьеву
А.Н.Леонтьев, основываясь на теории интериоризации высших психических функций, внёс свой вклад в исследование развитии памяти, особенно подчёркивая центральную роль речи: “именно в речи замыкаются необходимые для опосредствованного запоминания связи и создаются намерения.”
Автор предполагает, что переход, совершающийся от внешнего опос ...
Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения
старшеклассников
Как же осуществляется психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников?
Прежде всего, определим, что же такое психологическое сопровождение. Согласно «словарю русского языка» «сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»[13,с.689]. Отсюда пси ...
Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи
С психологической стороны деятельность по осуществлению правосудия имеет много общих черт, сходных психологических компонентов с деятельностью следователя. Однако сочетание этих компонентов имеет специфику. Если на предварительном следствии основной задачей является познавательная (поисковая) деятельность, то в суде ведущей становится к ...