Psfine

Позитивная психология

Исследование эффективности коррекционной работы
Страница 1

В конце III учебной четверти среди учащихся 2-х классов была проведена психодиагностическая работа по изучению качества долговременной и кратковременной памяти.

Экспериментальное психодиагностическое исследование проводилось с помощью методик А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» [7] и «Память на числа» [25] для исследования долговременной и кратковременной памяти школьника. Полученные данные были внесены в протокол (см. приложение: таблица 9 и таблица 10) в графу «Протокол контрольного исследования» и выделены на графике пунктирной линией.

Из числа учащихся 2 «А» класса были отобраны те учащиеся, у которых уровень развития долговременной и кратковременной памяти на тот момент был ниже среднего. С ними было решено провести коррекционно-развивающую работу по специально составленной программе, направленной в основном на развитие внимания. Группа этих учащихся, состоящая из 9 учеников одного класса, была названа экспериментальной, т.к. с ее помощью было решено подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что целенаправленная работа по развитию внимания учащегося улучшит качество его памяти.

В процессе коррекционной деятельности за учащимися велось наблюдение, анализировалась успешность выполнения ими корректуальных и других заданий, данные вносились в «Индивидуальные дневники наблюдений», где так же отмечалась утомляемость участников эксперимента. На основе этих данных планировалось последующее занятие, сокращалась или увеличивалась нагрузка и время занятия.

Ежедневно, проверялось качество выполнения задания каждого участника. Подсчитывая % выполнения задания, производились следующие действия: подсчитывалось общее количество возможных правильных вариантов (эти данные принимались за 100%) и уже из этого количества высчитывался % выполнения. Это было необходимо для того, чтобы иметь возможность определить степень сложности индивидуально для каждого.

Немаловажную роль в коррекционной работе играет мотивация достижения успеха, т.е. ребенок, убеждаясь в своих силах и способностях, получая поддержку и похвалу со стороны педагога, старается выполнять задания с еще большим усердием и старанием. Ко всему прочему, это так же подогревает его интерес к занятиям, что является немаловажным аргументам в пользу коррекции. Особенно, в тех случаях, когда ребенок не совсем успешен в обычной или школьной жизни, имеет неадекватную самооценку (научно- обоснованный факт: дети, имеющие слабую школьную успеваемость, нередко становятся «изгоями» в классном коллективе, что существенно сказывается на их самооценке, поведении и учебной мотивации). Очень важно дать ребенку понять, что его не будут оценивать по «пяти бальной шкале», и любое старание с его стороны только приветствуется. Неудачи же, не повлекут за собой «наказания» и насмешек.

Если внести данные успешности выполнения заданий в сводную таблицу, то отчетливо просматривается достаточно высокий процент качества деятельности учащихся. Данные, представленные в таблице 7, свидетельствует о том, что при планировании коррекционной программы были учтены такие важные стороны, как соизмеримость нагрузки и возраста. Высокий процент выполнения заданий также указывает на старание со стороны учащихся. Задания были доступны для каждого участника, нет ни одного, который бы не справился. Ведь в коррекционной работе не столько важно загрузить ребенка всевозможными тренировочными заданиями и упражнениями, сколько помочь ему поверить в свои силы, успех, возбудить в нем интерес к познанию, учению. Для этого очень важно подбирать материал таким образом, чтобы он был доступен ребенку, но не слишком прост; интересен и в меру объемен, а так же разнообразен.

Таблица 7

Анализ качества выполнения заданий участниками эксперимента (в % )

Участники

Занятие 1; задание № 2

Занятие 2;

задание № 2

Занятие 2;

задание № 3

Занятие 3;

задание № 2

Занятие 4;

задание № 2

Занятие 4;

задание № 4

Занятие 5;

задание № 1

Занятие 5;

задание № 2

Занятие 5;

задание № 3

Даурен

34,7%

44,1%

40%

72%

65%

60%

82%

60%

70%

Карина

46,9%

51,2%

50%

27%

10%

70%

50,3%

48,3%

80%

Алтын

91,3%

61,7%

60%

90,9%

96,8%

70%

76%

58,3%

80%

Нагима

51,3%

44,1%

60%

42,3%

56%

70%

64%

66,6%

80%

Арман

91,3%

61,7%

40%

36,3%

97,8%

40%

61%

66,6%

60%

Саша

60,8%

14,7%

80%

9%

14%

50%

32%

58,3%

50%

Слава

91,3%

20,5%

70%

9%

96%

50%

68%

50%

70%

Руслан

56,9%

27,6%

60%

12%

56%

60%

57%

48,3%

70%

Кенжигуль

71,1%

56,2%

50%

27,3%

56%

70%

48%

47,7%

80%

Страницы: 1 2 3 4


Коррекционная работа по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития. Общие принципы, задачи, направления коррекционно педагогической работы
Переход на обучение с шестилетнего возраста настоятельно требует создания психологической службы, в задачи которой должна входить диагностика готовности к обучению в школе, в том числе своевременное выявление детей с задержкой психического развития (ЗПР), нуждающихся в специальных формах коррекционно-педагогической работы. В качестве о ...

Содержание, методы и социально-психологические условия профориентационного консультирования старшеклассников
Профессиональная ориентация (от франц. оrientation - установка) – система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, по оказанию помощи в выборе профессии, в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. Профориентация – очень объемное понятие. В про ...

Техника взмаха
Якорение в визуальной модальности. 1. Отпустить спусковой механизм, запускающий негативную реакцию (триггер). Картинка. 2. Вспомнить свое поведение, которое было бы предпочтительнее (можно смоделировать – киногерой, вымышленный образ), примерить образ на себя. Снять. Смотреть как на картинку, ловим ощущения, если что-то не так, то при ...