Исследование эффективности коррекционной работыСтраница 1
В конце III учебной четверти среди учащихся 2-х классов была проведена психодиагностическая работа по изучению качества долговременной и кратковременной памяти.
Экспериментальное психодиагностическое исследование проводилось с помощью методик А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» [7] и «Память на числа» [25] для исследования долговременной и кратковременной памяти школьника. Полученные данные были внесены в протокол (см. приложение: таблица 9 и таблица 10) в графу «Протокол контрольного исследования» и выделены на графике пунктирной линией.
Из числа учащихся 2 «А» класса были отобраны те учащиеся, у которых уровень развития долговременной и кратковременной памяти на тот момент был ниже среднего. С ними было решено провести коррекционно-развивающую работу по специально составленной программе, направленной в основном на развитие внимания. Группа этих учащихся, состоящая из 9 учеников одного класса, была названа экспериментальной, т.к. с ее помощью было решено подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что целенаправленная работа по развитию внимания учащегося улучшит качество его памяти.
В процессе коррекционной деятельности за учащимися велось наблюдение, анализировалась успешность выполнения ими корректуальных и других заданий, данные вносились в «Индивидуальные дневники наблюдений», где так же отмечалась утомляемость участников эксперимента. На основе этих данных планировалось последующее занятие, сокращалась или увеличивалась нагрузка и время занятия.
Ежедневно, проверялось качество выполнения задания каждого участника. Подсчитывая % выполнения задания, производились следующие действия: подсчитывалось общее количество возможных правильных вариантов (эти данные принимались за 100%) и уже из этого количества высчитывался % выполнения. Это было необходимо для того, чтобы иметь возможность определить степень сложности индивидуально для каждого.
Немаловажную роль в коррекционной работе играет мотивация достижения успеха, т.е. ребенок, убеждаясь в своих силах и способностях, получая поддержку и похвалу со стороны педагога, старается выполнять задания с еще большим усердием и старанием. Ко всему прочему, это так же подогревает его интерес к занятиям, что является немаловажным аргументам в пользу коррекции. Особенно, в тех случаях, когда ребенок не совсем успешен в обычной или школьной жизни, имеет неадекватную самооценку (научно- обоснованный факт: дети, имеющие слабую школьную успеваемость, нередко становятся «изгоями» в классном коллективе, что существенно сказывается на их самооценке, поведении и учебной мотивации). Очень важно дать ребенку понять, что его не будут оценивать по «пяти бальной шкале», и любое старание с его стороны только приветствуется. Неудачи же, не повлекут за собой «наказания» и насмешек.
Если внести данные успешности выполнения заданий в сводную таблицу, то отчетливо просматривается достаточно высокий процент качества деятельности учащихся. Данные, представленные в таблице 7, свидетельствует о том, что при планировании коррекционной программы были учтены такие важные стороны, как соизмеримость нагрузки и возраста. Высокий процент выполнения заданий также указывает на старание со стороны учащихся. Задания были доступны для каждого участника, нет ни одного, который бы не справился. Ведь в коррекционной работе не столько важно загрузить ребенка всевозможными тренировочными заданиями и упражнениями, сколько помочь ему поверить в свои силы, успех, возбудить в нем интерес к познанию, учению. Для этого очень важно подбирать материал таким образом, чтобы он был доступен ребенку, но не слишком прост; интересен и в меру объемен, а так же разнообразен.
Таблица 7
Анализ качества выполнения заданий участниками эксперимента (в % )
Участники |
Занятие 1; задание № 2 |
Занятие 2; задание № 2 |
Занятие 2; задание № 3 |
Занятие 3; задание № 2 |
Занятие 4; задание № 2 |
Занятие 4; задание № 4 |
Занятие 5; задание № 1 |
Занятие 5; задание № 2 |
Занятие 5; задание № 3 |
Даурен |
34,7% |
44,1% |
40% |
72% |
65% |
60% |
82% |
60% |
70% |
Карина |
46,9% |
51,2% |
50% |
27% |
10% |
70% |
50,3% |
48,3% |
80% |
Алтын |
91,3% |
61,7% |
60% |
90,9% |
96,8% |
70% |
76% |
58,3% |
80% |
Нагима |
51,3% |
44,1% |
60% |
42,3% |
56% |
70% |
64% |
66,6% |
80% |
Арман |
91,3% |
61,7% |
40% |
36,3% |
97,8% |
40% |
61% |
66,6% |
60% |
Саша |
60,8% |
14,7% |
80% |
9% |
14% |
50% |
32% |
58,3% |
50% |
Слава |
91,3% |
20,5% |
70% |
9% |
96% |
50% |
68% |
50% |
70% |
Руслан |
56,9% |
27,6% |
60% |
12% |
56% |
60% |
57% |
48,3% |
70% |
Кенжигуль |
71,1% |
56,2% |
50% |
27,3% |
56% |
70% |
48% |
47,7% |
80% |
Лидерство
Лидер – это: Тот, кому верят многие Тот, за кем идут Тот, кто успешен в жизни Тот, кто умеет организовать людей
Лидер
- это человек, который знает все о своих достоинствах и недостатках. Человек который знает, как применить себя для достижения необходимого результата в кратчайший срок, если он ему действительно необходим. Человек, ...
Психолого-педагогические проблемы социальных сирот.
Социализация, воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходит в условиях государственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации от общества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическим проектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатного воспитания можно ...
Анализ понятий: «метод», «теория», «методология», а также «наука»,
«философия» и «мировоззрение»
Метод
– (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. детерминируется целью познавательной или практической деятельности, предм ...