Psfine

Позитивная психология

Корреляционный анализ
Страница 1

Нами был проведен корреляционный анализ полученных данных. Использовались коэффициенты линейной корреляции Пирсона. Рассматривались связи фактора G опросника Кеттела, шкалы социальной ответственности опросника СМИЛ и показателя общей интернальности с другими параметрами, рассмотренными в нашей работе.

У шестиклассников была обнаружена связь между фактором G и интернальностью в области профессиональных отношений ( r= 0,496; р ≤ 0,05). Прямая зависимость говорит о том, что шестиклассники полагают, что с увеличением ответственности увеличивается также интернальность в области отношений с классом. Что интересно, в 7 классе также обнаружилась еще более значимая связь между социальной ответственностью (СМИЛ) и интернальностью в области производственных отношений. Возможно, это может быть связано с гипотезой, которую мы выдвигали раннее о существовании "коллективной ответственности" у 6, 7 классов и формировании "индивидуальной" у школьников 8 класса. Средние данные подтверждают, что интернальность в области профессиональных отношений у шестиклассников довольно велика, несколько выше 7 и 8 класса, следовательно, их ответственность в области отношений с классом тоже находится на достаточно высоком уровне.

Были также выявлены связи шкалы социальной ответственности в опроснике СМИЛ с интернальностью в области неудач (r= 0,565; р≤0,01), интернальностью в области семейных отношений (r = 0,528; р≤0,01) . Интернальность в области семейных отношений по средним данным немного превышает 7 и 8 классы, самоконтроль, однако развит у них в степени "ниже среднего". Чем можно объяснить данный факт? Скорее всего, шестиклассники еще не отошли от мнения, которое внушается каждому ребенку в самом раннем детстве. Они считают, что социальная ответственность предполагает хорошее поведение в классе и дома и стараются соответствовать этому стереотипу.

Социальная ответственность в СМИЛ связана также с параметром "самоконтроль" в опроснике ССУ (r = 0,667; р≤0,01). То есть для 6 классов существует прямая зависимость между социальной ответственностью и контролем над неудачами в их жизни, связанными с их собственными ошибками, то же самое наблюдается по отношению к семье. По всей видимости, в 6 классе ответственность – это, прежде всего способность себя контролировать в процессе выполнения отдельных задач. С так называемой "интернальной ответственностью" напрямую связаны "прогнозирование" ( r =0,450; р≤0,05) и "самоконтроль" (r = 0,494; р≤0,01) , Вероятно, шестиклассники ощущают ответственность лишь за то, могут они предугадать позитивный исход дела или нет, а также за контроль над собственными действиями. Существует обратная зависимость между социальной ответственностью и тревожностью. Возможно, данную связь можно объяснить тем, что шестиклассники начинают беспокоиться, если понимают, что конечный результат их действий зависит не от них, а от внешних обстоятельств.

У семиклассников были обнаружены корреляции между фактором G и интернальностью в области неудач (r = -0,477; р≤0,05), параметром "анализ противоречий" в опроснике ССУ (r = 0,463; р≤0,05), а также параметром "коррекция" (r = 0,453; р≤0,05). У 7 класса, по сравнению с 6 начинают появляться новые черты ответственности. Для них социальная ответственность уже связана и с анализом противоречий и с коррекцией собственных действий. Скорее всего, это говорит о том, что ответственность перестраивается, все больше связывается с различными качествами личности. Помимо этого, у 7 класса наблюдается взаимосвязь между фактором G и интернальностью в области профессиональных отношений, только в отличие от 6 класса, данная корреляция обратная. Семиклассники, по-видимому, полагают, что чем больше событий в коллективе они могут контролировать, тем меньше ответственность.

Со шкалой социальной ответственности СМИЛ коррелировали показатель общей интернальности (r = 0,644; р≤0,01), интернальность в области неудач (r = 0,453; р≤0,05), интернальность в области производственных отношений (r =0,598; р≤0,05), а также параметр "обязательность, точность, совестливость" опросника Пезешкиана (r =-0,433; р≤0,05) и справедливость (r = -0,444; р≤0,05).

В 7 классе общая интернальность и шкала социальной ответственности связаны напрямую. Однако связи фактора G и шкалой социальной ответственности нет, что очень неожиданно, поскольку фактически оба опросника позволяют выявить одно и тоже – социальную ответственность личности. Возможно, это говорит о том, что эти шкалы измеряют разные стороны социальной ответственности.

В 7 классе наблюдается исключительная связь шкалы "лжи" с ответственностью. Анализ диаграмм средних показал что, шкала "социальной желательности" у семиклассников ближе всего к нулю.

В восьмом классе были обнаружены корреляции между фактором G Кеттела и "анализом противоречий" опросника ССУ (r =0,543 р≤0,01), параметром "самоконтроль" (r =0,729; р≤0,001) и шкалой "коррекция" (r =0,477; р≤0,05). То есть для восьмиклассника ответственный человек – это тот, кто умеет ориентироваться в ситуации, контролировать себя и умеет корректировать свои действия. Также в 8 классе есть прямая связь между усердием, которое проявляет человек в той или иной ситуации и социальной ответственностью.

Страницы: 1 2


Межличностные отношения как фактор развития личности подростка
Через межличностные отношения подросток включается в систему общественных отношений. Межличностные отношения являются своеобразным связующим звеном трех видов совместной деятельности: игры, учения, труда. Именно через них и благодаря им деятельность человека предстает такой разнообразной и развивающей. Относительное преобладание ориент ...

Социально-психологические особенности процесса дисциплинирования сотрудников органов внутренних дел. Влияние авторитета руководителя на развитие дисциплинированности у сотрудников
Ответственность за состояние служебной дисциплины в органе внутренних дел, в соответствии со ст. 35 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», несет начальник. Его обязанности по поддержанию служебной дисциплины определены также названным нормативным актом и сводятся к следующему: проявлять высокую требовательно ...

Основные методы профориентации
Обычно при рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики; 2) психотехническую модель, где отражены условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как к « ...