Экспериментальное исследование возрастной динамики
смысла любви. Смысл любви для
старшеклассников, студентов и молодых семейных парСтраница 1
Я люблю тебя.
Это значит -
Я желаю тебе добра
В. Тушнова
Представления о любви меняются вместе с развитием личности человека. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви охватило собой три возрастных группы, наиболее сензитивных к изучаемой проблематике: старшеклассников, студентов и молодые семейные пары. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире, самоопределение и самопознание составляют основное содержание психологического развития в период ранней юности [205, 293, 299, 423]. Старшеклассники пытаются определить для себя сущность любви и через любовь понять особенности собственной личности. Первая любовь, наступающая, как правило, именно в период ранней юности, делает старшеклассников особенно сензитивными к данной проблематике. В студенчестве меняется социальная ситуация развития молодых людей: увеличивается свобода, ослабляется родительский надзор, расширяется круг знакомых, возникают стабильные отношения с противоположным полом, связанные с планами создания семьи. Основной психологический конфликт молодых людей в 20-25 лет: близость-изоляция [205, 423]. При его позитивном разрешении, установлении близких, доверительных отношений формируется новое качество личности – любовь.
Кардинально меняется социальная ситуация развития молодых людей в момент создания семьи [414, 422]: процесс выбора партнера завершен, начинается этап создания семейных ценностей, установления семейных ролей, распределения обязанностей. Одной из главных задач молодой семьи является сохранение и развития чувства любви, которое в современных семьях является основным мотивом заключения брака. Итак, выбор трех возрастных групп: старшеклассники, студенты, молодые семейные пары - позволяет отследить динамику представлений о любви при изменении социальной ситуации формирования близких отношений, по мере приобретение человеком жизненного опыта.
На первом этапе исследования испытуемыми являлись старшеклассники школы - гимназии №123 г. Барнаула в количестве 104 человек (9-11 классы различного профиля).
При анализе ментальности старшеклассниц были выявлены три типа мужчин, значимых в близких отношениях: друг, дон жуан, каменная стена.
0,760899 |
0,575172 |
0,153768 |
муж |
0,675723 |
0,002423 |
0,703091 |
любовник |
0,185318 |
0,249486 |
0,676070 |
джентльмен |
0,258491 |
0,007460 |
0,914088 |
дон жуан |
0,930603 |
-0,111436 |
0,322203 |
романтик |
-0,964413 |
0,041741 |
-0,056961 |
деспот |
-0,123610 |
-0,339095 |
-0,832749 |
тюфяк |
-0,977225 |
0,175213 |
0,022178 |
эгоист |
0,944931 |
0,023638 |
0,269067 |
друг |
0,004200 |
0,841513 |
0, 198073 |
спонсор |
-0,491745 |
0,761654 |
0,100832 |
хозяин |
-0,601139 |
-0,285788 |
-0,649255 |
зануда |
-0,143755 |
0,682803 |
0,684851 |
защитник |
-0,177369 |
0,635661 |
0,705826 |
лидер |
0, 209031 |
0,930926 |
0,222193 |
наставник |
5,495005 |
3,660374 |
4,171541 |
Факторные веса |
0,366334 |
0,244025 |
0,278103 |
Доля дисперсии |
Причины возникновения и развития защитных механизмов
Откуда же берутся разные типы защиты? Ответ парадоксален и прост: из детства. Ребенок приходит в мир без психологических защитных механизмов, все они приобретаются им в том нежном возрасте, когда он плохо осознает, что делает, просто пытается выжить, сохранив свою душу.
Одним из гениальных открытий психодинамической теории было открыти ...
Волевые процессы
Каждый аффект представляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности. Такой процесс может иметь двоякий исход. Или аффект уступает место обычному, более или менее изменчивому и сравнительно лишенному аффективной окраски гечению чувств — такие душевные волнения, замирающие без какого-нибудь окончательного результата ...
Выводы и рекомендации
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
У одаренных детей лучше сформировано умения анализировать текст.
Одаренные дети лучше овладевают программными знаниями по математике, способность к рассуждению проявляется лучше.
Для одаренных детей характерно высокое речевое развитие: высокий уровень пониман ...