Экспериментальное исследование возрастной динамики
смысла любви. Смысл любви для
старшеклассников, студентов и молодых семейных парСтраница 6
Результаты исследования позволили выделить неадекватные установки в сфере близких отношений, свойственные старшеклассникам:
страх отвержения и в силу этого нежелание строить близкие отношения у молодых людей;
противопоставления секса и семьи в сознании старшеклассниц и понимание секса как игры, не требующей принятия и заботы в ментальности молодых людей;
представление о возможности самореализации в отношениях исключительно того, кто в этих отношениях доминирует (творчество как власть) у девушек;
установка на счастье в любви как получение у молодых людей.
Наиболее значимыми потребностями, реализация которых связывается с любовью, оказались потребность в принятии, понимании, сексе и защищенности.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые аспекты любви для старшеклассников, определить типы мужчин и женщин, выделяемые ментальностью, конкретизировать неадекватные установки на близкие отношения, присущие молодым людям и девушкам в 15-17 лет.
Результаты исследования позволили обосновать необходимость и разработать курс по психологии любви для учащихся 9-11 классов (Приложение 6). Учебные предметы, включающие молодых людей в мир конкретной науки, не всегда позволяют и дают достаточно времени для познания себя, определения собственного жизненного пути. Курс по психологии любви дает старшеклассникам возможность лучше понять себя, свои потребности, интересы, ценности. Курс позволяет реализовать ведущую в данном возрасте потребность в самоопределении в такой сфере жизни как близкие отношения и любовь. Курс "Психология любви" учебной программой не предусмотрен (он может быть реализован как факультатив или в рамках программы по обществознанию). Поэтому при разработке такого курса особо значимым оказалось выделить главное, наиболее важное для старшеклассников в сфере близких отношений. Разрабатываемый курс "Психология любви" включает занятия, с одной стороны, по принятию, пониманию себя и созданию для себя чувства безопасности, с другой стороны, развивает навыки позитивного общения: умение понимать, принимать, делать общение безопасным для другого человека. Отдельно в рамках данного курса обсуждаются сексуальные отношения и их взаимосвязь с любовью и семьей. Были выделены следующие смысловые блоки:
Блок 1. Представления о любви в различных культурах. Философские и психологические представления о любви. Использование опыта различных культур, философских и психологических идей для понимания собственных переживаний.
Блок 2. Влияние средств массовой информации на представления о любви, сексе, семье. Индивидуальный выбор - основа счастливой любви.
Блок 3. Понимание и принятие себя – основа построения позитивных близких отношений. Хочешь быть любимым – люби!
Блок 4. Экологичное общение. Понимание и принятие другого человека как необходимый аспект любви.
Блок 5. Секс, любовь и семья.
Для каждого блока были подобраны психологические упражнения. Курс прошел частичную апробацию на баз школы - гимназии №123 г. Барнаула.
На следующем этапе исследования испытуемыми являлись студенты Алтайского государственного университета различных специальностей в возрасте 18-20 лет в количестве 75 человек. При анализе мужской ментальности были выявлены четыре типа женщин, значимых в сфере близких отношений.
Результаты факторного анализа:
Цвета |
F1 |
F2 |
F3 |
F4 |
F1 |
F2 |
F3 |
F4 | ||
1 |
1,40 |
1,03 |
-1,28 |
0,64 |
-0,36 |
0,82 |
0,21 |
0,00 |
жена | |
2 |
1,32 |
-1,91 |
1,02 |
1,21 |
0,11 |
0,87 |
-0,14 |
0,39 |
любовница | |
3 |
-1,33 |
0,01 |
-0,02 |
0,95 |
-0,60 |
0,57 |
0,42 |
0,02 |
хозяйка | |
4 |
-1,08 |
0,36 |
0,28 |
1,17 |
-0,05 |
0,92 |
-0,07 |
0,27 |
кокетка | |
5 |
-0,21 |
-1,23 |
-1,12 |
0,64 |
0,73 |
-0,45 |
0,25 |
0,00 |
стерва | |
6 |
-0,07 |
-0,34 |
0,77 |
-1,11 |
-0,58 |
0,75 |
-0,06 |
0,12 |
женщина-мать | |
7 |
1,90 |
1,29 |
-0,82 |
0,65 |
-0,60 |
0,70 |
-0,02 |
0,23 |
женщина-ребенок | |
8 |
-0,22 |
0,96 |
-0,28 |
-1,75 |
0,86 |
0,07 |
-0,33 |
-0,17 |
роковая женщина | |
9 |
0,09 |
-0,66 |
0,18 |
-1,55 |
-0,40 |
0,75 |
0,04 |
-0,36 |
женщина-друг | |
10 |
-0,05 |
-0,63 |
1,68 |
-0,14 |
-0,41 |
0,78 |
-0,13 |
0,00 |
принцесса | |
11 |
-0,65 |
0,82 |
0,44 |
1,22 |
-0,59 |
0,70 |
-0,07 |
0,22 |
мечтательница | |
12 |
0,91 |
0,60 |
1,62 |
-0,07 |
0,91 |
-0,22 |
0,13 |
-0,01 |
проститутка | |
13 |
0,13 |
-1,78 |
-1,87 |
-0,68 |
0,66 |
-0,55 |
0,22 |
0,03 |
эгоистка | |
14 |
-0,38 |
0,27 |
-0,28 |
-0,50 |
0,16 |
-0,22 |
0,15 |
-0,92 |
интеллигентка | |
15 |
0,04 |
0,81 |
0,26 |
-1,01 |
0,08 |
-0,05 |
0,94 |
-0,16 |
бизнес-леди | |
16 |
-1,79 |
0,40 |
-0,58 |
0,33 |
4,44 |
5,93 |
1,42 |
1,38 |
Факторные веса | |
|
0,30 |
0,40 |
0,09 |
0,09 |
Доля объясняемой дисперсии |
Теоротический анализ состояния одиночества личности. Сущность
и причины возникновения состояния одиночества
Проблема одиночества является одной из острейших проблем современности, она волновала человечество во все эпохи. Не случайно этой проблеме уделяли внимание выдающиеся философы, социологи, психологи, писатели, политические и религиозные деятели.
Герой рассказа Ги де Монпасана “Одиночество” в своем монологе говорит: ”Из всех загадок чело ...
Эффективное общение
Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите.
Разработайте для себя стандартную процедуру оценки целей общения.
· Чего именно я хочу добиться?
· Существуют ли какие-то цели, противоречащие данной?
· Как лучше всего организовать общение?
· Каким образом я могу установить и поддерживать контакт с партнером?
· Действительно ли мне удобнее, ...
Оценка и самооценка в обучении
Оценка[1] - установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.
Употребляется в трех основных значениях: 1. Применительно к учебному процессу - определение степени успешности в освоении знаний, на ...