Экспериментальное исследование возрастной динамики
смысла любви. Смысл любви для
старшеклассников, студентов и молодых семейных парСтраница 10
Наиболее значима и желанна для студенток ситуация создания семьи. Семью они готовы создавать при условии получения заботы, времени, внимания, подарков от любимого человека. При этом отношения должны быть для девушек достаточно безопасны: в них не должно быть места ревности, агрессии и боли, вызываемых уходом и изменой партнера. Девушки в 18-20 лет понимают, что секс может быть орудием власти над партнером. "Секс как власть" – своеобразная защитная женская стратегия, гарантирующая, что любимый не уйдет, не причинит боль, не заставит себя ждать. Однако ждут девушки других сексуальных отношений, в которых не надо будет делить власть, но и не придется чрезмерно много отдавать партнеру (категории " не власть", "не самоотдача"). Это вариант равноправных, но легких, не требующих больших личностных вложений отношений.
Связь типов мужчин с типами ситуаций отражена в таблице:
любовник |
0,09 |
0,98 |
0,01 |
друг |
0,98 |
-0,1 |
0,01 |
каменная стена |
-0,01 |
-0,01 |
1 |
создание семьи |
0,89 |
0,37 |
0,16 |
секс как власть |
0,18 |
0,96 |
-0,06 |
равноправный секс |
0,82 |
0,35 |
-0,41 |
Факторные веса |
2,46 |
2,16 |
1, 19 |
Доля дисперсии |
0,41 |
0,36 |
0,2 |
С мужчиной-другом девушки видят возможности создания семьи, хотя он в их представлении и не идеальный муж (категория "муж" в образ мужчины - друга не входит). Такая семья будет основана на получении девушками заботы, внимания, подарков от партнера и безопасности отношений (девушки верят, что мужчина друг не уйдет, не изменит, причинив этим боль, вызвав ревность и агрессию). От мужчины-друга ждут и равноправия в сексуальных отношениях, при этом и здесь девушки планируют скорее получать, чем отдавать. Студентки ощущают магическую власть сексуального мужчины-любовника, от которого не уходят, который не испытывает боль от любви и не ждет ее, а не задумываясь, получает все и сразу. Таким образом, два основных женских смысла любви в данном возрасте - это создание семьи и равноправные сексуальные отношения с мужчиной-другом и власть через секс мужчины-любовника. Мужчина - каменная стена, являясь наиболее привлекательным как будущий муж, тем не менее не связывается ментальностью ни с одним типом ситуаций: такой мужчина пока не доступен девушкам в реальной жизни.
Анализ взглядов студенческой молодежи позволил выделить конфликтные моменты в представлениях о любви:
отсутствие модели счастливой любви в сознании студенток (категория "счастье" оказалась не включенной для девушек ни в один тип ситуаций);
наиболее проблемным оказалось понимание сексуальных отношений. И молодые люди и девушки считают, что секс может быть орудием власти над партнером, причем каждый пол приписывает такую власть полу противоположному (мужчины - роковой женщине; девушки - любовнику - дон жуану). Второе понимание секса также оказалось похожим у мужчин и женщин: это представление о том, что секс не требует самоотдачи. При этом девушки считают, что секс не должен пересекаться с борьбой за власть, юноши понимают секс как нечто инстинктивное, близкое к агрессии.
Таким образом, две ведущих потребности определяют построение близких отношений в студенчестве: это потребность в заботе и сексуальная потребность. Мужчины в этом возрасте надеются, что обе эти потребности сможет удовлетворить идеальная девушка. Девушки связывают эти потребности с образом мужчины-друга.
Следующий этап исследования был связан с изучением представлений молодых семейных пар о любви. Всего в исследовании приняли участие 29 семейных пар, состоящих как в гражданском, так и в официальном браке. Средний возраст жен 22,5 года, мужей - 23,5 года. Продолжительность семейной жизни от 0,5 года до четырех лет. Все пары находились на первом этапе развития семьи, пройдя этап молодоженства, но еще не имея детей. Анализ категориальной структуры образов показал, что представления жен о мужских ролях близко к представлению старшеклассниц и студенток. Было выделено три главных мужских роли: любовник, друг, каменная стена.
Муж |
0,52 |
0,62 |
0,54 |
любовник |
0,55 |
0,17 |
0,76 |
джентльмен |
0,09 |
0,83 |
-0,11 |
дон жуан |
0,39 |
-0,01 |
0,88 |
романтик |
0,93 |
-0,13 |
0,28 |
деспот |
-0,94 |
0,06 |
-0,26 |
тюфяк |
0,04 |
-0,1 |
-0,93 |
эгоист |
-0,95 |
0,14 |
0,18 |
друг |
0,8 |
0,43 |
0,31 |
спонсор |
0,15 |
0,75 |
0,56 |
хозяин |
-0,3 |
0,87 |
-0,07 |
зануда |
-0,44 |
-0,03 |
-0,85 |
защитник |
-0,13 |
0,89 |
0,38 |
лидер |
-0,15 |
0,42 |
0,86 |
наставник |
0,07 |
0,92 |
0,2 |
Факторные веса |
4,38 |
4,46 |
4,76 |
Доля дисперсии |
0,29 |
0,3 |
0,32 |
Трудности профессионального и психологического развития и их динамика
(сравнительный анализ)
Трудность, в нашем понимании – это наличие некоего препятствия, задерживающего или усложняющего процесс достижения поставленных целей, реализацию собственных планов и процесса развития в целом. В каждом препятствии выделяют два аспекта: его объективная часть, заданная независимыми от субъекта непсихологическими причинами и субъективная, ...
Профессиональная ориентация молодежи как одна из проблем современной ювенальной
политики. Механизмы формирование профессиональной
ориентации молодого поколения
В процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора, построение образа профессии, поиск вариантов реше ...
Когнитивные модели агрессивного поведения
В рассмотренных выше теориях не учитываются важные аспекты человеческого опыта, которым в последние годы психологи уделяют все больше внимания. Речь идет об эмоциях и познавательной деятельности. Теории, к которым мы обратимся в данном разделе, покажут нам, насколько важно учитывать роль эмоциональных и когнитивных процессов при описани ...